Табачная отрасль в России

В России производство табачной и никотинсодержащей продукции – одна из самых жестко регулируемых отраслей.

Позиция группы компаний ITMS состоит в том, что рынок табачной продукции должен регулироваться строже, чем рынок других товаров повседневного спроса. При этом любые ограничения должны быть оправданными, обдуманными и последовательными.

Регулирование должно строиться на профиле риска каждого типа продукции. Непродуманные и поспешные запретительные меры наносят вред экономике, которая теряет миллиарды рублей, и создают дополнительные риски для здоровья людей. Такие меры способствуют росту черного рынка и распространению нелегальной продукции, которая не проходит никакого контроля качество.

Например, любое резкое повышение акцизов или минимальной цены на табачные и никотинсодержащие изделия вызывает резкий скачок торговли нелегальной продукцией, представляющей большой риск для здоровья потребителей.

Регулирование должно создавать равные конкурентные условия для добросовестных производителей и продавцов табачной и никотинсодержащей продукцией.

У совершеннолетних потребителей табачной и никотинсодержащей продукции должна быть возможность получать информацию о профиле риска разных категорий продукции.

Потребители табачной и никотинсодержащей продукции, а также компании-производители должны иметь возможность участвовать в обсуждении любых законодательных инициатив, касающихся этой отрасли.

Законодательные акты, в том числе закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», поправки в закон «О рекламе», а также «Технический регламент на табачную продукцию» накладывают строгие ограничения на всех участников рынка – от производителей до потребителей.

Законодательные акты запрещают

Производителям
  • рекламировать табачную и никотинсодержащую продукцию;
  • осуществлять спонсорскую и благотворительную деятельность;
  • при осуществлении благотворительной деятельности использовать фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а также коммерческие обозначения, принадлежащие табачным организациям;
Продавцам
  • продавать сигареты и никотинсодержащую продукцию лицам моложе 18 лет;
  • открыто выкладывать табачную и никотинсодержащую продукцию на полках и кассах;
  • раздавать буклеты или как-то иначе рекламировать табачную и никотинсодержащую продукцию;
  • продавать сигареты поштучно;
  • продавать сигареты и никотинсодержащую продукцию в ларьках и киосках без торгового зала;
Курильщикам
  • курить в общественных местах, в том числе в заведениях общественного питания, клубах, ресторанах и пр. ;
  • курить в транспорте, на остановках, в аэропортах и в радиусе 15 метров от них;
  • курить на рабочих местах, находящихся в помещении;
  • курить на детских площадках и пляжах;
  • курить на территории образовательных, медицинских, спортивных учреждений;
СМИ
  • транслировать фильмы и телепередачи, снятые после вступления в силу закона об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, в которых содержатся сцены курения табака;
  • транслировать фильмы, содержащие сцены курения табака, без соответствующей социальной рекламы о вреде курения.

Инновационная никотинсодержащая продукция

Инновационная табачная и никотинсодержащая продукция – это способ снизить риски для здоровья потребителей.

Регулирование сегмента инновационной табачной и никотинсодержащей продукции должно учитывать ее меньший уровень риска1 для здоровья по сравнению с традиционными сигаретами. Мы считаем, что регулирование должно способствовать переходу людей на подобную продукцию.

Техническое регулирование

Законодательство максимально строго регулирует табачную и никотиносодержащую продукцию во всех аспектах. В первую очередь – в отношении состава продукции и ее упаковки.

В мае 2016 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза, который ввел единые для всех стран ЕАЭС требования к табачной продукции и ее упаковке.

Аналогичный регламент для никотинсодержащей продукции сейчас находится в разработке. В нем будут описываться требования ко всем известным категориям никотинсодержащей продукции. Позиция группы компаний ITMS: техническое регулирование необходимо – это основа контроля за никотинсодержащей продукцией, снижения риска для здоровья людей и борьбы с черным рынком. Оно должно охватывать все известные категории никотинсодержащей продукции.

Очень важно, чтобы регулирование строилось на научно обоснованных фактах и текущем уровне развития науки и техники. Важно, чтобы подобные документы содержали требования для безопасности потребителей и всего общества, не наносили вред экономике страны, а также не создавали дополнительных искусственных барьеров для производителей.

Технический регламент ЕАЭС на табачную продукцию

Основные моменты Технического регламента на табачную продукцию, касающиеся упаковки:
  • предупреждение о вреде потребления табачных изделий должно занимать не менее 50% площади стороны пачки и располагаться в верхней части упаковки;
  • на боковой стороне новой пачки должна располагаться надпись: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества»;
  • нанесение информации о содержании смолы, никотина и моноксида углерода (СО) в дыме сигареты теперь запрещено – оно было обязательным до введения Технического регламента;
  • запрещено размещать такие слова, как «легкие», «мягкие», «экстра», «с низким содержанием смол» и пр., создающие впечатление, что табачное изделие является менее вредным, чем аналоги;
  • запрещены любые обозначения, подразумевающие наличие у табачного изделия вкуса пищевого продукта (за исключением ментола), а также ассоциации с лекарственным средством или растением. Этот запрет не распространяется на некоторые виды продукции, в том числе сигары, сигариллы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный и трубочный;
  • на упаковку должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке;
  • не допускается использование при реализации табачной продукции листов-вкладышей, размещенных внутри потребительской упаковки табачной продукции, прикрепленных снаружи или приложенных к такой упаковке.
Основные моменты Технического регламента, касающиеся содержания веществ и ингредиентов в табачных изделиях и табачном дыме:
  • содержание смолы и никотина в дыме одной сигареты (с фильтром или без фильтра) не может превышать 10 мг/сиг. и 1,0 мг/сиг. соответственно;
  • cодержание монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром не может превышать 10 мг/сиг.;
  • не допускается использование в качестве ингредиентов веществ из определенного списка;
  • устанавливаются правила по методам определения содержания смолы и никотина в дыме сигарет (с фильтром или без фильтра) и монооксида углерода в дыме сигарет с фильтром.

Технический регламент ЕАЭС на никотинсодержащую продукцию

Разрабатываемый сейчас Технический регламент ЕАЭС на никотинсодержающуюся продукцию будет описывать, в том числе, следующие моменты:
  • требования к упаковке, включая размер предупреждения о вреде потребления никотинсодержащих изделий;
  • перечень веществ, недопустимых к использованию при производстве данной продукции;
  • четкие показатели безопасности относительно веществ, содержащихся в никотинсодержащей продукции и вырабатывающихся при ее использовании.

Маркировка табачной и никотинсодержащей продукции кодами цифровой маркировки

Код маркировки — это уникальная последовательность символов, состоящая из нескольких частей и наносящаяся на товар или товарную упаковку в виде трехмерного кода DataMatrix. Генерирует его оператор маркировки на основе данных, внесенных участником оборота. Внутри него содержится информация, благодаря которой регуляторы смогут проследить весь путь от производителя до покупателя. Также он гарантирует качество и уникальность товара.

С 1 июля 2021 года был введен полный запрет оборота немаркированной специальными знаками Data Matrix табачной продукции.

С 1 марта 2022 года производители, импортеры, опт и розница, реализующие табак для нагревания и бестабачные смеси для кальяна должны зарегистрироваться в системе «Честный знак». С 15 марта 2022 г. такие товары должны выходить на рынок с маркировкой (Постановление Правительства РФ от 24.02.2022 № 228, распоряжение Правительства РФ от 24.02.2022 № 313-р).

С 15 марта 2022 года производители, импортёры, розница и опт, продающие табак для нагревания и бестабачные смеси для кальяна, обязаны передавать сведения о выводе товара из оборота с помощью ЭДО и универсальных передаточных документов (УПД) при оптовых продажах и онлайн-кассы (розница).

С 15 декабря 2022 года началась обязательная регистрация в системе маркировки «Честный знак» для производителей и импортёров никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина (Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2178).

С 25 декабря 2022 года производители и импортеры обязаны подавать сведения о маркировке и обороте жидкостей для электронных сигарет в систему «Честный знак» (Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2178). К этому моменту необходимо также подключить электронный документооборот для передачи сведений о вводе продукции в оборот, наладить нанесение кодов Data Matrix на товары.

С 1 октября 2023 г. прекратился оборот немаркированного табака для нагревания и бестабачных смесей для кальяна, а с 1 декабря 2023 г. – оборот немаркированных никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина.

За ввод в оборот немаркированной продукции в целях ее реализации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Регулирование производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции

С 1 сентября 2023 года вступил в действие Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для производства»2.

В качестве модели регулирования в нем заложена действующая система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.

До этого времени в России не было отдельного закона, регламентирующего производство и оборот, включая импорт и экспорт, табака и никотиносодержащей продукции.

Законом и принятыми в его развитие подзаконными актами с 1 марта 2024 г. введено лицензирование производства и ввоза (импорта) на территорию Российской Федерации табачной и никотинсодержащей продукции, а также табачного и никотинового сырья.

Производители обязаны регистрировать основное технологическое оборудование (ОТО) в соответствующем реестре ОТО.

Введена прослеживаемость ввоза и оптовых поставок табачного и никотинового сырья посредством передачи данных в Государственную информационную систему мониторинга товаров (ГИС МТ).

1 «Меньше риска» - на основании имеющихся доказательств при полном переключении с курения сигарет на glo™. Данный продукт не исключает риски и содержит никотин, вызывающий привыкание. Применимо только к glo™ pro, glo™ hyper+, glo™ hyper X2, glo™ hyper XS, glo™ air.
2 Отдельные положения данного Федерального закона вступают в силу в иные сроки (1 марта 2024 г., 1 июля 2025 г.).

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.